Книгжная графика - yugaartist

Перейти к контенту

Главное меню:

Книгжная графика

КНИЖНАЯ ГРАФИКА


В книжной графике иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования.Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, он начал добавлять к тексту рисунки. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а в XVIII века ей на смену пришла литография. В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. Подобные памятники по традиции называют лицевыми книгами. Выдающимся мастером книжной графики, а также теоретиком  этой области изобразительного искусства был  Владимир Фаворский. Художники иллюстраторы часто применяют в творчестве мотивы и приемы традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации.


Книжный проект «ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО»


Сятой преподобный Нил Столобенский является одним  из высокочтимых чудотворцев православной России. Родился он на Новгородчине, в юности принял монашеский постриг в Крыпецком монастыре, который находился недалеко от Пскова, а затем ушёл в малонаселённое место Ржевского уезда. Здесь на берегу реки Серемхи он в одиночестве прожил около тринадцати лет, а затем пришёл на остров Столобный озера Селигер, что недалеко от города Осташкова теперешней Тверской губернии. Дата его рождения в точности неизвестна, а скончался он в 1555 году на месте своего последнего поселения.Святой преподобный Нил Столобенский не был основателем монастыря, не оставил каких­либо сочинений, не был активным церковным деятелем, не участвовал
в делах бояр и князей. Его святость в другом. Около сорока лет он прожил аскетом и ничего не хотел знать, кроме Бога, которому тихо молился о спасении людей и о прощении их rpexoв. Этот подвиг уникален, как и уникально его прославление.

В книге «Сказание о житии и подвигах преподобного и богоносного отца нашего Нила, Столобенского чудотворца» публикуется житие преподобного Нила Столобенского. В этом издании составитель и художник Людмила Юга сделала всё возможное для того, чтобы книга оказалась интересной и по своему художественному содержанию. Шрифт, используемый для набора основного текста, воспринимается легко, хотя он и имитирует старопечатную кириллицу. Каждый раздел текста начинается с небольшого инициала, украшенного стилизованной растительностью, и заканчивается «воронкой», в нижней части которой помещается изящная концовка. Текст жития преподобного Нила, который является основным содержанием книги, сопровождается оригинальными иллюстрациями. Книга открывается своеобразным фронтисписомиконой с четырнадцатью клеймами, на которых изображены важнейшие события в жизни преподобного Нила. В её центре святой Нил в одеянии схимника на фоне «горки», рядом с ним храм, а в верхнем правом углу благословляющая рука Господа. В нижней части этой иконы помещён кондак преподобному Нилу. Иконафронтиспис помещена в тонкую орнаментальную рамку.

Клейма иконы­фронтисписа повторяются в качестве иллюстраций в тексте книги, части которого вместе с иллюстрациями также заключены в одинаковые с фронтисписом рамки. И житийная икона­фронтиспис, и иллюстрации исполнены с учётом традиций подобных икон и книжных миниатюр ХVI–ХVII вв. Однако современный художник работает в соответствии со своими представлениями об иконописи и о миниатюрах русских рукописных книг. Прежде всего в иллюстрациях заметна их близость к офорту. Если традиционная книжная миниатюра исполнялась в технике чернильного очерка с последующей раскраской, то здесь этого нет. Эти иллюстрации – своеобразный синтез традиционной миниатюры и современного офорта. Отсюда их сдержанная колористика и четкость линий.
Людмила Юга – создатель этих иллюстраций, имеет вполне определённое знакомство с книжной миниатюрой XVI–ХVII вв. Под каждой иллюстрацией художник помещает краткий пояснительный текст. Это свойственно традиционной книжной миниатюре и  оправдано в работе современного художника. Людмила Юга, которая подготовила эту книгу к изданию, сделала полезное и значимое для культуры России дело. Святой преподобный Нил Столобенский и монастырь его имени пользовались и пользуются в настоящее время весьма широкой известностью.

Иван Лёвочкин




ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЖИТИЮ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКОГО


Пеподобный Ефрем Новоторжский – основатель  древнейшего в Верхневолжском крае Новоторжского Борисоглебского монастыря. Память о нем бережно сохранялась в сердцах насельников обители, горожан древнего Нового Торга, многочисленных паломников Святой Руси. Много разорений выпало на долю Торжка и обители. Было безвозвратно утеряно подлинное житие преподобного Ефрема, но переписанные копии и память народа не позволили его образу стереться и предаться забвению. В 1915 году по благословению архиепископа Тверского
и Кашинского Димитрия (Самбикина) обитель готовилась отметить своё 900летие. Но революционные вихри, старательно пытавшиеся уничтожить память о преподобном Ефреме, бесследно сокрыли его мощи, а также мощи ближайшего помощника, сомолитвенника преподобного Аркадия Новоторжского; разорили созданную ими обитель, на десятилетия превратив её в пересыльную тюрьму. Милостью Божией прошли те страшные для обители времена, и она вновь потихоньку оживает, приводя в порядок внешнее убранство, вновь становясь центром духовного возрождения древнего Торжка и не только.
Благодаря стараниям давних друзей обители – Людмилы Георгиевны Юга и её команды – с историей древнейшей обители знакомится художественная интеллигенция  современной России. Неоднократно инициируемые ею  пленэры художников России и ближнего зарубежья, которых радушно принимает обитель, проходили в стенах нашего древнего монастыря, давая возможность художникам в полной мере прочувствовать святость этого места, выразить красками на холсте всё пережитое и увиденное здесь, а жителям города поновому через картины живописцев взглянуть на давно знакомую «доминанту города», познакомиться с её настоящей, живой сутью.
На офортах Людмилы Георгиевны, иллюстрирующих житие преподобного Ефрема, мы видим основные вехи его жизненного пути, его трудов по созиданию Борисоглебского монастыря. В красках оживает сцена  страшного события, которое стало отправной точкой
в судьбе будущего просветителя Верхневолжья, одного из первых миссионеров в этих языческих, на тот момент, краях. Событием этим стала смерть святого благоверного князя Бориса от руки посланных сводным братом Святополком воинов, а вместе с ним и мученически убитого родного брата преподобного Ефрема – мученика Георгия. Придя на место страшной и нечестной расправы, преподобный Ефрем не находит тела, а лишь одну отсеченную главу дорогого младшего брата, которую берет с собой и втайне от всех хранит до конца своих дней. Тайну эту он открывает только перед кончиной, созвав братию уже образовавшейся вокруг него монашеской общины: монастыря в честь первых русских святых благоверных князей­мучеников Бориса и Глеба – на реке Тверце. На офортах мы видим яркие иллюстрации этих событий. Видим мы здесь и первый приход преподобного Ефрема к деревянным стенам древнего Нового Торга, вблизи которого он изначально строит странноприимный дом, начиная свою проповедь не со слов, а с дела – помощи обездоленным, не имеющим крова, одежды, пищи и духовной поддержки. Этим он и старается от всего сердца помочь бедному языческому люду, проживавшему здесь, постепенно приоткрывая им истинный источник всяческих благ – Господа Иисуса Христа. Последнее напутствие и последние надгробные прощальные молитвы. Видим мы и уже прославленных в лике святых преподобных Ефрема и Аркадия, перед иконой которых молится в устроенной им обители монастырская братия. Батальная сцена обороны монастыря... История в красках. Возможно, для когото эти офорты станут первым знакомством с обителью, с её основателями, с первыми русскими святыми, после взгляда на которые захочется посетить место их подвигов, познакомиться ближе с их жизнью, с их верой, с богатым миром православной веры.
Творчество – это то, что роднит человека с его Творцом, талант творить дается человеку Богом, и Он же спросит, как мы его использовали. Людмила Георгиевна, родившись в семье талантливых людей, и сама одарена Господом художественным талантом, что отмечают знакомые с ней и её творчеством люди. Доброго ответа за вверенные таланты и многая, благая лета желает Людмиле Георгиевне братия обители преподобного Ефрема.

Иеромонах Арсений



Книжный проект «АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ»

Чернильный очерк с последующей раскраской. В древней технике книжной миниатюры выполнена серия о поле Куликовом. Двенадцать листов сочетаются как элементы крупной музыкальной формы, где есть вступление, тема, развитие, конфликт, кульминация, апофеоз и финал. Сквозные герои – Пересвет, монах Троицкого монастыря, и московский князь Димитрий Донской. Последование сюжетов строится по хорошо известной исторической канве. Зритель должен оценить блистательную проработку динамики, ритма в каждом листе и блоке в целом. Цвет то мощно ударяет на плащах всадников, то тихо плавится, втекает на флангах серии. Девятый лист замечателён использованием классического формата тондо, круга то есть. В него заключён поединок Пересвета и Челубея. Это катящийся диск, объёмный шар, в нём тесно от схватки, где всё предрешено. И мы видим, как древко копья Пересвета линейно переходит в древко стяга с образом Георгия Победоносца.

Александр Лепёхин,
заслуженный работник культуры РФ


Книжный проект «ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ СВЯТИТЕЛЬ ИОВ»


Чтобы свет панорамно ложился на широкий стол, боль шое квадратное окно «в наклон» врезано в наклонную же плоскость кровли. В этой раме небо и шатровая с золотой луковкой колокольня церкви Рождества – в Рыбаках. Её вытянутый, ребристозаострённый объём  конструктивно походит на карандаш – важнейший рабочий инструмент хозяйки мастерской.  За четверть века, прошедшую от празднования тысячелетия крещения Руси, мы в массе всё же поднабрались кой­чего. Знаем о Ниле Столобенском, Новоторжских Ефреме и Аркадии, о первопатриархе Иове, которые, что  особо важно, по место бытию или рождению наши, тверские.   Л. Юга своими работами методологически отвечает полузабытому клас сическому философуславянофилу   И.В. Киреевскому: «Кто хочет по нять истинный дух христианства, тот должен изучить монашество».
Мэтр чёрной линии на белом  Л. Юга вносит цвет в контуры миниатюрного формата. При анализе живописной структуры, в колорите  то деликатной, сдержанной, то просто роскошной, назойливо возникают  ювелирно­снайперские ассоциации. Сколь же невесомо касание кисти, когда перстни на царских пальцах играют само цветами, если на патриаршей панагии тип иконы не просто угадываетя, а воспринимается конкретно «Одигитрия», а застёжки на архиерейских поручах ровным счётом всё.

Эти мелочи, как и масса других, есть подробности, вовлечённые извне в изобразительную версию житийного повествования о святом. Составитель текста редко бывал озабочен тем, кто как одетобут и т.д. Художник же, пройдя сквозь «плетение словес», должен показать героев, смену лиц и событий. Что в помощь? Фантазия, интуиция? Может быть. Но раньше и всегда – проникновение в текст, эрудиция, широкий охват знанием уклада, быта, культуры. Когда
Л. Юга уходит и уводит за собой в глубокое средневековье, то делает это квалифицированно, оставаясь здесь и отсюда глядя.
Иов – величина и вершина отваги, смирения и кротости, был  испытан в первосвятительском  служении временем Смуты. В этих листах у автора словно путы сброшены. Л. Юга буквально пирует, представляя нам множество исторических мест, событий, значимых персон, связанных с патриархом Иовом. Старица, Москва, Ростов, Константинополь, вновь Старица, Иван Грозный, царь Фёдор, патриарх Иеремия, Лжедмитрий, Марина, ляхи, бояре, монахи, народ и еще народ… Всё схвачено и выстроено крепкой рукой мастера композиции, цветовых решений и даже психологического портрета, что в масштабах полифигурной миниатюры редкость.

Александр Лепёхин,
заслуженный работник культуры РФ



Книжный проект «ПОВЕСТЬ О МИХАИЛЕ ЯРОСЛАВИЧЕ ТВЕРСКОМ И ЖИТИЕ АННЫ КАШИНСКОЙ»

В древнерусской книжности нет ни одного иллюминированного списка житий тверских святых. Однако изображения князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской находятся в миниатюрах Лицевого летописного свода, созданного в третьей четверти ХVстолетия в Москве. Начальной истории Тверского княжества посвящен первый Остермановский том (1254—1378 гг.), который находится в Библиотеке Академии наук. К сожалению, в рукописи утрачены некоторые листы по тверской истории с 1316 по 1318 г., в том числе — иллюстрации Бортеневского сражения. И тем весомее вклад в создание иллюминированных памятников заслуженного художника России Людмилы Юга. В 14 гравюрах, согласно Житию святого, запечатлены последние годы жизни князя Михаила Тверского: спор о Великом княжении, Бортеневская битва, прощание с женой и детьми, приезд во Владимир, Орда и гибель князя, возвращение мощей св. благоверного князя Михаила в родную Тверь.
У художника свой взгляд на события и личности. Когда смотришь на поклон Кавгадья, получающего дары от князя Михаила, понимаешь: этого унижения и страха под Бортенево он никогда не простит тверскому князю. А непреодолимая стена, разделяющая северные княжества Руси, делает хрупким мир между князьями Михаилом Тверским и Юрием Московским. Жертвенность князя Михаила Ярославича, собравшегося ехать в Орду, видна в появлении нимба над его головой. Небесный покровитель князя — Архангел Михаил, всегда рядом: в бою — помощник и защитник, а в смертный час — наставник и заступник. Тверь и Михаил -— это синонимы тверской истории. Так было, так есть и так будет. Свидетельство тому — возрождение в Твери Спасо-Преображенского собора.

Галина Гадалова,
кандидат исторических наук



ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПАМЯТНИКУ ЛИТЕРАТУРЫ «ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА


«Хожение за три моря» Афанасия Никитина – признанный памятник не региональной, тверской, а древнерусской литературы, поскольку автор сумел подняться до высот общенационального значения. Вместе с тем в Хожении тверской купец, в отличие от многих авторов разного рода путешествий, очень четко обозначил свою малую родину. В 1468 г., собираясь в очередной коммерческий поход вниз по Волге, Афанасий Никитин пишет, что пошел «от Святаго Спаса Златоверхаго» – главной святыни столицы Тверского княжества.

***

Миниатюры дают возможность нашим современникам проникнуть в мир средневековой жизни и зримо увидеть реалии XV в. Родная Тверь – Дом Святого Спаса Златоверхого, благословение епископа и напутствие князя, беседа со старцем – игуменом Калязинской земли – это тот якорь, который помог выдержать тверскому купцу все испытания и выжить в далеких заморских странах. Волга, главная артерия Руси – кормилица и жизнь для всех народов, обитающих на ее берегах, предстает на миниатюре во всей своей красе и величии. Но здесь же и трагедия – захват торгового каравана татарами. Обездоленность беззащитного купца, которому не на кого надеяться, кроме себя, его решимость идти в далекую Индию, не имея ни средств, ни товара, лишь доброго коня, поражает и сегодня наше воображение. Глядя на утлое суденышко, мы понимаем, что лишь истинная вера в Бога спасла Афанасия на просторах Индийского океана и в его заморских путешествиях.
Благодаря мастерству и творческому опыту художника, неоднократно бывавшего в странах Востока, Индия столь узнаваема и реальна и в будни, и в праздники, и в сражениях на диковинных слонах. Но как бы ни была прекрасна далекая земля для христианина который ведет счет от Пасхи до Пасхи, нет ничего милее родной стороны. Оттого и сладок путь до Кафы, где, получив благословение от местного священника сохранившейся до наших дней церкви на Карантинном холме, с великой радостью отправляется купец Афанасий в родную Тверь. В руках у него книга – его размышления о жизни для нас, его потомков.

Галина Гадалова,
кандидат
исторических наук


КИЖНЫЙ ПРЕКТ  «ЖИТИЕ МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО»

В преддверии 500-летия со дня обретения мощей преподобного Макария Калязинского созданы 10 миниатюр, посвященных жизни и деятельности основателя и игумена одной из самых крупных обителей Тверского княжества Троицкого Макариева монастыря. В древнерусской книжности имеется лишь одно изображение обретения мощей калязинского святого в 1521 г. на миниатюре Лицевого летописного свода, созданного в третьей четверти XVI столетия в Москве. К сожалению, среди многочисленных списков литературных памятников, посвященных калязинскому подвижнику, нет ни одного иллюминированного. Данная работа восполняет этот пробел: впервые в истории образ преподобного Макария запечатлен на миниатюрах, созданных на основе его Жития.

Галина Гадалова,
кандидат
исторических наук



КИЖНЫЙ ПРЕКТ  «НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ. ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И МИХАИЛА ТВЕРСКОГО»

В календаре 2021 г. отмечены юбилейные даты выдающихся государей Средневековой Руси: 800-летие со дня рождения прославленного полководца и дипломата, великого князя Александра Невского и 750-летие со дня рождения его племянника, великого князя Михаила Ярославича Тверского, положившего жизнь «за други своя». Оба князя прославлены Русской Православной Церковью на Макарьевских соборах 1547 и 1549 гг. в лике общерусских святых.
Между датами рождения князей Александра и Михаила 50 лет. Они жили в разное время, воспитывались в разной семейной обстановке, княжили в разных политических ситуациях и во многом отличались друг от друга, но оба были успешными полководцами, не проигравшими ни одного сражения, оба стояли во главе государства и оба проявили себя мудрыми правителями и разумными государями Северо-Восточной Руси.
Князья прожили короткую жизнь: Александр – 42 года, Михаил – 47 лет. Александр сел на Новгородский стол в 15 лет, где до 25 лет служил под патронатом отца; Михаил взошел на Тверской стол в 13 лет и до 23 лет княжил под опекой матери княгини Ксении, совет с которой держал до ее кончины в 1312 г. На великокняжеском престоле Александр правил 11 лет, Михаил – 12. Каждый 5 раз ходил в Орду, чтобы отстоять или подтвердить свое право на вотчинное и великое княжение, а главное – оградить свой народ от тягот монгольского ига.

Галина Гадалова,
кандидат
исторических наук

КИЖНЫЙ ПРЕКТ  «ЖИТИЕ ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКОГО»


Данное издание уникально тем, что проиллюстрировано миниатюрами народного художника России Людмилы Юга. Книжная графика Л. Юга хорошо знакома тверитянам. Одна из первых книг по истории Тверского княжества была оформлена художницей в 1996 г. (см.: Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII–XV вв. Тверь, 1996). В 2010 г. Людмила Юга впервые обратилась к жанру миниатюры и создала 15 иллюстраций к тексту Жития Нила Столобенского, затем написала 5 миниатюр по Житию Ефрема Новоторжского. С 2014 по 2021 г. вышли 4 иллюминированных издания с переводами В.З. Исакова и миниатюрами Л. Юга: «Первый Патриарх святитель Иов» (2014); «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском. Житие Анны Кашинской» (2018); «Житие Макария Калязинского» (2021); «Не в силе Бог, а в правде!» Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра


Миниатюры, посвященные подвижнической жизни Ефрема Новоторжского, резко отличаются от всех предыдущих. Художник нашла свой стиль для изображения новоторжского святого: трехчастность композиции, в которой доминирует верхняя часть миниатюры, дополнена двумя эпизодами в подвальной части изображения. В миниатюрах отражены главные вехи из жизни подвижника: трагедия на реке Альте в 1015 г., приход в Северную Русь, на новоторжскую землю, строительство странноприимного дома, а затем церкви во имя свв. Бориса и Глеба, обустройство с учеником Аркадием обители в Торжке, кончина
и почитание преподобного Ефрема.
В юбилейный год обретения мощей Ефрема Новоторжского древнейшая обитель подвижника в Северной Руси возрождается благодаря усилиям и материальной помощи светских и церковных властей на региональном и федеральном уровнях.

Галина Гадалова

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню