Живопись - yugaartist

Перейти к контенту

Главное меню:

Живопись


Серия «Монастырь Нило-Столобенская пустынь»  (Холст, масло).


Серия «Лемешевские места Верхневолжья»


Проект «ПОКАЯНИЕ» (Живопись, графика)

Триптих «... ибо не ведали, что творили. Краснохолмский монастырь» 110х85, холст, масло. 2015

Сердечный перехват, загрудинная боль должны быть отнесены к диагнозу как создания, так и восприятия трёх живописных полотен. Меднозеленоватый колорит кладки стен утяжелён фактурно выложенным, рельефным слоем красочной массы. Однако внутри рам воспалённая, развороченная плоть­остаток истребления не сиротствует сама по себе. Она принципиально подана автором власть имущей – над памятью, над совестью, над временем, сделавшим когда­то выбор меж «нельзя» и «можно» в пользу последнего, и уж тем более над заурядной, туповатой бытовщиной, наросшей близ и окрест монастырских руин. Лилипутский стаффаж, сарай, грузовик, автопокрышки, пупырчатые силуэтики кровель в арочном зеве остатка надвратного Вознесения… Сказать, что грустно, – это ничего не сказать. Страшенная трещина через толщу западной стены Никольского собора вымахивает и ворончато разворачивается и длится холодным секущим протуберанцем в верхний регистр, где, как и на офортах, жительствуют виды и образы цельного, неповреждённого монастырского мира. Здесь уже не мастихин давит, формует толщу краски, здесь ласковое скольжение кисти, прозрачно­призрачная серебристая гамма.

Александр Лепёхин,
заслуженный работник культуры РФ




Серия «Видение на холме. Детская площадка».
Краснохолмский монастырь. 47х50, офорт, акватинта. 2015

Никола-Угодник подтверждён русской к нему любовью статистически. «Полный православный энциклопедический словарь» 1911 года учитывает 56 (!) монастырей, посвящённых святителю. По поводу каждого означено либо важное, либо весьма приметное. О приданном городу Красный Холм Николаевском Антониевом, основанном в 1461 году, сообщается: «Архив монастыря богат рукописями XVI–XVIII веков». То есть интеллектуальная составляющая значимо выделяла эту обитель среди других духовных центров православия. Архитектурная жемчужина, равная самым знаменитым от той поры созданиям зодчества, – Никольский собор XV века, а также более поздние церкви Покрова и Вознесения, братский корпус, службы, ограда, башни были в 30-е прошлые годы разрушены с усердием бешеным, льнущим к общей тому времени кабацкой ухватке с опрокидыванием столов. О том, что целое, вопреки обволакивающему округлению, проседает, даже местами проваливается, не любит вспоминать тот, кому поперёк горла и глаза части истории в изломанных, угловато-узловатых отрезках и блоках. Но регтайм – тоже музыка, образованная синкопами, парадоксальным сопряжением нот. Именно такую, но уже изобразительную связанность, своего рода «графический регтайм», предлагает Л. Юга в серии офортов «Видение на Холме». Пять листов положены на паспарту цвета зрелой ржавчины. Подчёркнуто плоскостное, равнодушное пространство сухой зимы. Косая линия сниженного горизонта смотрится жердиной, перекладиной, которая монотонно тянет себя по нисходящей от первого квадрата к последнему. Скелетным, скрипучим характером наказано изображение ближнего ряда. Сюжеты были бы сюрреалистичны, кабы не срослось оно так на самом деле.
Из остатков брошенной почвообрабатывающей техники, швеллеров, балок, колёс со знаком качества, цепей, здоровенных гаечных ключей и иной железной фурнитуры от бывшей МТС некто местный энтузиаст соорудил близ монастыря игровые конструкции для детей. Зооморфные такие – с цаплей, колорадским жуком и т.д. Получилось функционально и затейливо, в недавно ещё остро найденном стиле техноарта. Детям в радость, конечно. Один крутит себе «солнце» на турнике из тракторной тяги, другой виснет на колёсной шине, аж шапка слетела… Дети, безусловно, не виноваты, но изобразительно так и звучит, так и просится отсылка к салтыково-щедринскому головотяпству. Как через перевёрнутый бинокль различаются притулившиеся комочками к обочинам листов пятна-силуэты монастырских обломков, напоминая о недетских забавах предков, которым велели двинуть «боевые друзья трактора» на «оплот мракобесия». Оно и вышло, что нет монастыря, но и той МТС нету. Выпятилась же карнавальная природа искажённого бытия, жестокие игры превратились в детский аттракцион. Это в основе образно-пластического решения серии офортов. Сплочённые названием «Видение на Холме» они содержат не только грубую металлофонию, зримо врезанную в бумагу на первых планах. При низком горизонте, известно, всегда высокое небо. С него смотрящими вступают тонко выделанные, словно из снежной плоти, геометрично долгие силуэты исторгнутых из своей обители святых. Там и ангел взбрасывает пылающую белым воскурением кадильницу над обезглавленной в реальности церковью, из чего получается купол. Тоже, к жалости, перевёрнутый…

Александр Лепёхин,
заслуженный работник культуры РФ





Триптих, посвященный русским царицам (790, холст, масло. 2020)
«ТРИ ПАРСУНЫ, ТРИ ОБЛИКА ПРАВЕДНЫХ»

Русская история полна загадок, которые еще до сих пор не раскрыты. Одна из них — это тема калужской земли, которая стала родиной сразу трех цариц. Это уже позже появилась традиция у самодержцев — брать в жены иностранных принцесс, которые и назывались императрицами. Именно неиноземные царицы наши и запечатлены на полотнах художника. Триптих, посвященный последним русским царицы, родоначальницам династии Романовых» явился естественным продолжением интереса художника к богатому прошлому нашего Отечества, причем не только тверской земли, но и России в целом. Триптих выполнен в стиле классической парсуны, в своих живописных средствах близкой к иконописи, в глубоких тонах, с реалистической передачей ликов.

Три парсуны, три облика праведных
нечужих
изначально Цариц.
Генетический кладезь Романовых;
русских душ и загадочных лиц.

Лиц прекрасных своей непокорностью,
не подвластностью судьбам
и тем,
кто с холодной державною гордостью
уходил от лампад к темноте.

Чтобы там подмешать
Ангальт-Цербстского
в венценосную кровь
и
потом
удостоиться шествия крестного
на голгофу в Ипатьевский дом…

Три загадки, три царственных грации;
не похожих на нас и родных…
Три холста; и
подобьем овации
монастырский молебен о них.


                                                    Владимир Крусс,
                профессор, член Союза писателей РФ




 
Назад к содержимому | Назад к главному меню